Переходят на “легкое” животноводство и сою. Ульяновский АПК точечно ушел в минус

Фильтры

Регион

Новости

Переходят на “легкое” животноводство и сою. Ульяновский АПК точечно ушел в минус

В первом квартале ульяновский АПК сработал в минус: индекс производства продукции сельского хозяйства составил 90,8% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Ситуация в разных сферах разноплановая: животноводы немного, но растут, аграрии находятся в «нокдауне», птицефабрики чувствуют себя стабильно. Отрасль пытается приспособиться к сложностям, но получается не все и не всегда. Например, фермеры жалуются на сложности с получением субсидий.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в Ульяновской области в первом квартале 2024 года оказался ниже среднего по России (101,2%) и ПФО (100,6%). Наши аграрии, по сравнению с прошлым годом, продали почти на 20% меньше зерна и зернобобовых, скота и птицы в живом весе, овощей. Чуть подрос объем реализации картофеля и молока.

По данным Ульяновскстата на 1 мая, в апреле ситуация чуть улучшилась. Сами аграрии объясняют эта цифры “сезонными причинами”: по их словам, объемы производства и продаж молока и мяса в течение года имеют некритичные колебания. Но упавшие сильнее всех продажи зерна и зернобобовых – итог рекордных урожаев последних двух нет, переизбытка на рынке и, соответственно, низких цен.

Выдоили коров

По итогам первого квартала 2024 года производство крупного рогатого скота (в живом весе) в Ульяновской области составило 1,6 тысячи тонн – на 30,6% выше уровня прошлого года (второе место в ПФО по темпам роста). Также пусть незначительно, но выросло производство молока во всех категориях хозяйств – оно составило 45,1 тысячи тонн (100,1%). В сельхозорганизациях этот показатель увеличился на 5,8% и составил 26,1 тысячи тонн.

На одну корову в первом квартале пришлось 1 796 килограмм молока надоев (плюс 7,4% или 123 килограмма к тому же периоду 2023 года).

Однако поголовье животных в регионе падает. На 1 апреля 2024 года в хозяйствах всех категорий (включая подсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе) было 93,2 тысячи голов (93,3 % к прошлому году). Из них коров – 37,2 тысячи (93,7%), свиней – 200,4 (97,6%), овец и коз – 52,2 тыс. голов (84,8 %).

Экс-директор Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области, руководитель компании, занимающейся поставкой сельхозтехники Руслан Кантемиров напоминает, что животноводство в регионе на протяжении многих лет падало кардинально и в итоге практически сошло на нет. Это касается и производства, и частного сектора.

– Такая же ситуация в Самаре, Саратове – фермеры бросили животноводство. Причин было несколько – отсутствие инвестиций, серьезных масштабных программ господдержки и так далее. В итоге реальные животноводческие хозяйства, которые сегодня на плаву в нашем регионе, можно пересчитать по пальцам рук. Это «большая тройка» – «Возрождение» Вадима Мартынова, «Агроинвест» (входит в холдинг Мясниковых «Проминвест» в Новоспасском районе) и «Агро-Гулюшево» мордовского инвестора. Плюс 7-8 более мелких хозяйств. В итоге некоторые районы Татарстана (а их более 40) дают продукции животноводства больше, чем вся Ульяновская область, – говорит Кантемиров.

В прошлом году цена на молоко резко упала, а сейчас пошла в рост, стала «приемлемой» за счет удешевления кормов, зерна. Заниматься животноводством стало выгоднее – отсюда и зафиксированный статистикой рост. В целом эта отрасль – очень сложная с точки зрения капитализации: для того, чтобы построить ферму или расширить уже действующее хозяйство, нужны очень большие инвестиции. Кредиты дорогие, затраты окупить сложно.

– Многие фермеры задумываются над разными видами переработки своей продукции, например, открывают цеха по производству масла. Плюс переходят на «легкое» животноводство. Например, один из кузоватовских фермеров начал разводить быков. Он не стал продавать зерно за 6 рублей – «пропускает» его через скотину. В итоге стоимость зерна вырастает до 20 рублей, – поясняет Кантемиров.

Животноводам помогает государство. В 2024 году сельскохозтоваропроизводителям, не допустившим в прошлом году сокращения численности коров, предусмотрена выплата субсидии на возмещение части затрат, связанных с производством коровьего молока. Субсидии будут выделены на 1 килограмм реализованного и( или) отгруженного на собственную переработку молока. Сейчас на них претендуют 28 животноводческих хозяйств.

– Да, господдержка растет, но рынок срезает гораздо больше. Мы говорили о выделении дополнительного миллиарда из бюджета для ульяновских сельхозпроизводителей. Но на то, чтобы восполнить то, что «съел» рынок, нужно 20 млрд – в 20 раз больше, – считает Руслан Кантемиров.

Хоть зерно не расти

У растениеводов ситуация кардинально иная. Сейчас они в «нокдауне» из-за низких цен на зерно (практически они равны себестоимости), повышения экспортных пошлин на пшеницу и прочих факторов. О каком-либо развитии в такой ситуации говорить не приходится.

Аграрии пытаются приспособиться: меняют структуру севооборота на более маржинальные культуры. Например, в этом году в Ульяновской области много посеяли сои, гороха, чечевицы, льна и даже конопли – культур для региона «экзотических». Но выплыла еще одна проблема – получение субсидий.

По словам фермера, многодетного отца, производителя масла «Новичок» Алексея Якушева, большинство его коллег господдержку не получили из-за сложностей в оформлении документов. Напомним, с начала 2024 года изменились требования на предоставление субсидий: теперь все оформление происходит в системе «Электронный бюджет». Прием заявок, подписание соглашений, формирование протоколов отбора и сам отбор проходят онлайн, в специальной программе. В региональном Минсельхозе высказывали опасения, что из-за этого поддержку получат не все, потому что многие ульяновские фермеры — «три в одном»: и руководитель, и главбух, и работник.

– По одной из субсидий у нас отказались предварительно проверять документы, которые мы заполняли по новым правилам в первый раз. В итоге нашли небольшие ошибки и отказали. А это была господдержка, обещанная президентом РФ. После введения новых экспортных пошлин нам заявили, что то, что государство заберет, вернет в виде субсидий – по два рубля на каждый килограмм. В итоге мы остались ни с чем. По второй, погектарной, субсидии программа засчитала одну страничку документов два раза и в итоге тоже пришел отказ. Ощущение, что все это делается специально. Дошло до того, что фермеры начали отказываться подавать заявки, потому что уверены: им ничего не дадут, в отличие от холдингов, – рассказывает Якушев.

Фермер планировал достроить базу и открыть новое производство по переработке зерновых. В итоге о модернизации он уже не думает:

– Мы не развиваемся, а выживаем. Те, кто в кредитах, уже бегают от банков. Заявленные займы под низкий процент редко кому согласовывают, по сути практически ничего из того, что декларирует ульяновский Минсельхоз, не делается. Это убивает фермеров, и, в итоге, убьет и село.

Руслан Кантемиров также считает, что сегодня маленькие хозяйства «заканчиваются»: большие их будут потихоньку «съедать». Пока ситуация кардинально не изменится, зерно не будет продано на экспорт, цена на него не повысится. Возможно, в этом году сыграет погодный фактор:

– Этой весной регионы России очень сильно замерзли, пострадали посевы. А сейчас идет засуха – южные регионы, Крым, где уже начинается уборочная, засохли. Так что рекордных урожаев, наверное, к счастью, для сельхозников, в этот раз не будет. Также «сохнут» Мексика, Америка, что может привести к повышению мировых цен на зерно.

В этом году, по прогнозам Кантемирова, урожай зерновых может составить от 1,5 млн тонн при потребности региона в 800 тысячах тонн.

Ждем 200+

За что пока можно точно не волноваться – это куры. Дефицита курятины производители не прогнозируют, но цена на нее вырастет. По итогам первого квартала текущего года объём производства яиц в Ульяновской области вырос на 6,7% и составил 49,1 млн штук.

Для птицеводческих предприятияй предусмотрена господдержка – субсидии на возмещение части затрат в связи с производством куриных яиц; приобретением инкубационных яиц; молодняка птицы, технологического оборудования и строительных материалов (до 50% затрат), а также на финансовое обеспечение.

– В целом ситуация стабильная, мы сохраняем объемы. Цены пошли сезонно вверх: сейчас курятина стоит 185-190 рублей за килограмм (себестоимость – 140-150 рублей). Но в июне будет сезон до 200+ рублей за килограмм. Это ожидаемое подорожание: выросла стоимость зарубежного оборудования, поднялась зарплата в птицеводческих хозяйствах, стоимость производства стала выше. Да, зерно стало доступнее, но не скажу, что оно дешевое: торгуется за 8-10 рублей за килограмм. Дешево для нас – это 5 рублей, – резюмирует глава компании «ЭкоФермаРус» Никита Коновалов.

Источник: ulpressa.ru

Также в разделе

Комментарии (0)